Воскресенье, 05.05.2024, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Русский язык и литература

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Готовься к олимпиадам

Олимпиада по русскому языку.
Проверка таланта на прочность.
Задание 1.
 В русском языке есть суффиксы, имеющие так называемое уменьшительно-ласкательное значение, например: -к- (-ек-, -ок-), -ышк-. Однако прибавление такого суффикса к исходному существительному иногда вызывает и более существенное изменение значения, так что производное слово приобретает способность называть какие-то объекты, которые не могли обозначаться исходным, или, напротив, утрачивает способность называть какие-то объекты из числа обозначавшихся исходным словом. Какие из приведённых ниже существительных имеют дополнительные значения по сравнению с теми словами, от которых они образованы, и какие именно это значения? Какие из них не имеют каких-либо значений исходных слов и какие именно значения у них отсутствуют? В каком из слов суффикс вообще не имеет уменьшительно-ласкательного значения? Барашек, горка, гребешок, деревенька, донышко, дорожка, змейка, крышка, кусочек, лошадка, спинка, ушко.

Задание 2.
Слова экспорт, экскаватор, экс-чемпион, экспонат, экспресс, экспроприация, эксплуатация, экстенсивный, экстерриториальный, экстрасенс начинаются на экс-. Разбейте эти слова на группы в зависимости от статуса компонента экс- в составе слова. Укажите, какой морфемой или частью какой морфемы является экс- в каждом случае. Обоснуйте своё решение.

Задание 3.
Творительный падеж иногда называют «инструментальным», так как слова в форме этого падежа могут обозначать инструмент, при помощи которого совершается действие: стирать ластиком, думать головой. Всегда ли слова в творительном падеже имеют значение инструмента действия? Может ли это значение выражаться другим способом? Приведите примеры. В следующих словосочетаниях все существительные стоят в форме творительного падежа. Определите принцип разбиения на группы и охарактеризуйте значение творительного падежа в каждой из групп. Дополните ряды своими примерами:
1) исполняться оркестром, освещаться фонарём;
2) любоваться закатом, наслаждаться музыкой;
3) брови домиком, нос картошкой;
4) рубить топором, рисовать карандашами;
5) идти лесом, пробираться огородами;
6) отдыхать летом, работать ночами;
7) скакать галопом, говорить шёпотом.

Задание 4.
При синтаксическом разборе предложения бывает трудно определить, какое из слов в сочетаниях «существительное + согласованное с ним необособленное существительное» являются главным и выполняет роль подлежащего, дополнения или обстоятельства, а какое – зависимым и выполняет роль приложения. Часто при ответе на этот вопрос обращают внимание на значение существительных, входящих в состав конструкции: так, в сочетании фильм-балет главное слово первое, потому что сочетание называет фильм, в котором танцуют, а в сочетании красавица сестра главное слово второе, потому что речь идёт о сестре, обладающей красотой. Однако по крайней мере в некоторых случаях можно определить главное слово, анализируя синтаксические связи компонентов этих сочетаний. Таковы, например, сочетания в городе Москве, дома-новостройки, собака Шарик. Как именно в них можно определить главное слово и где оно? Какими свойствами должны обладать сочетания, чтобы главное слово можно было определить таким же способом? Придумайте примеры аналогичных сочетаний, укажите в них главное слово и приведите контексты, которые это подтверждают.




Запоминайте написание наречий!

         По-русски, по-французски, во-вторых, видимо-невидимо, кое-как, на-гора, по-медвежьи, всего-навсего, по-пустому, читать по-латыни, учебник по латыни, в-десятых, в-последних, не сегодня-завтра, довольно-таки, когда-нибудь, по одному, втрое, чин чином, постольку-поскольку, де-юре, де-факто, где-нигде.

         Тест № 1. Какие слова пишутся через дефис?


I.                   1 – (по)девичьи

2 – (крепко)накрепко

3 – (за)просто

4 – (по)просту

5 – (туда)обратно

II.                1 – (довольно)таки

2 – (во)вторых

3 – (еле)еле

4 – (по)дольше

5 – (на)гора

III.             1 – (по)всякому

2 – (по)видимому пути

3 – (волей)неволей

4 – (дурак)дураком

5 – (в)ничью

IV.            1 – (вот)вот

2 – (где)нибудь

3–(по)видимому, успокоиться

4 – (по)английски

5 – (по)просту

V.               1 – (по)скорее

2 – (по)латыни говорить

3 – (по)моему мнению

4 – (чуть)чуть

5 – (подобру)поздорову

 

 

 

VI.            1 – (по)заячьи

2 – (всего)навсего

3 – (чин)чином

4 – (в)тихомолку

5 – (в)последних

VII.         1 – (за)одно

2 – (по)быстрее

3 – (по)моему

4 – (видимо)невидимо

5 – (темным)темно

VIII.      1 – (по)доброму

2 – где(то)

3 – (по)тихоньку

4 – (в)десятых

5 – (по)видимому

IX.            1 – не (сегодня)завтра

2 – (ис)стари

3 – (в)торопях

4 – (по)прежнему

5 – (по)одному

X.               1 – (кое)как

2 – (по)долгу

3 – (по)барски

4 – (нежданно)негаданно

5 – (по)своему


 

 

Ответы. I – 1,2,5; II – 1,2,3,5; III – 1,3; IV – 1,2,3,4; V – 2,4,5; VI – 1,2,5; VII – 3,4,5; VIII – 1,2,4,5; IX – 1,4; X – 1,3,4,5.




Поиск