Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Готовься к олимпиадамОлимпиада по русскому языку.
Проверка таланта на прочность. Задание 1. В русском языке есть суффиксы, имеющие так называемое
уменьшительно-ласкательное значение, например: -к- (-ек-, -ок-), -ышк-.
Однако прибавление такого суффикса к исходному существительному иногда
вызывает и более существенное изменение значения, так что производное
слово приобретает способность называть какие-то объекты, которые не
могли обозначаться исходным, или, напротив, утрачивает способность
называть какие-то объекты из числа обозначавшихся исходным словом. Какие
из приведённых ниже существительных имеют дополнительные значения по
сравнению с теми словами, от которых они образованы, и какие именно это
значения? Какие из них не имеют каких-либо значений исходных слов и
какие именно значения у них отсутствуют? В каком из слов суффикс вообще
не имеет уменьшительно-ласкательного значения?
Барашек, горка, гребешок, деревенька, донышко, дорожка, змейка, крышка,
кусочек, лошадка, спинка, ушко.
Задание 2.
Слова экспорт, экскаватор, экс-чемпион, экспонат, экспресс,
экспроприация, эксплуатация, экстенсивный, экстерриториальный,
экстрасенс начинаются на экс-. Разбейте эти слова на группы в
зависимости от статуса компонента экс- в составе слова. Укажите, какой
морфемой или частью какой морфемы является экс- в каждом случае.
Обоснуйте своё решение.
Задание 3.
Творительный падеж иногда называют «инструментальным», так как слова в
форме этого падежа могут обозначать инструмент, при помощи которого
совершается действие: стирать ластиком, думать головой. Всегда ли слова в
творительном падеже имеют значение инструмента действия? Может ли это
значение выражаться другим способом? Приведите примеры.
В следующих словосочетаниях все существительные стоят в форме
творительного падежа. Определите принцип разбиения на группы и
охарактеризуйте значение творительного падежа в каждой из групп.
Дополните ряды своими примерами:1) исполняться оркестром, освещаться фонарём; 2) любоваться закатом, наслаждаться музыкой; 3) брови домиком, нос картошкой; 4) рубить топором, рисовать карандашами; 5) идти лесом, пробираться огородами; 6) отдыхать летом, работать ночами; 7) скакать галопом, говорить шёпотом. Задание 4.
При синтаксическом разборе предложения бывает трудно определить, какое
из слов в сочетаниях «существительное + согласованное с ним
необособленное существительное» являются главным и выполняет роль
подлежащего, дополнения или обстоятельства, а какое – зависимым и
выполняет роль приложения. Часто при ответе на этот вопрос обращают
внимание на значение существительных, входящих в состав конструкции:
так, в сочетании фильм-балет главное слово первое, потому что сочетание
называет фильм, в котором танцуют, а в сочетании красавица сестра
главное слово второе, потому что речь идёт о сестре, обладающей
красотой. Однако по крайней мере в некоторых случаях можно определить
главное слово, анализируя синтаксические связи компонентов этих
сочетаний. Таковы, например, сочетания в городе Москве,
дома-новостройки, собака Шарик. Как именно в них можно определить
главное слово и где оно? Какими свойствами должны обладать сочетания,
чтобы главное слово можно было определить таким же способом? Придумайте
примеры аналогичных сочетаний, укажите в них главное слово и приведите
контексты, которые это подтверждают.Запоминайте написание наречий! По-русски, по-французски, во-вторых, видимо-невидимо, кое-как, на-гора, по-медвежьи, всего-навсего, по-пустому, читать по-латыни, учебник по латыни, в-десятых, в-последних, не сегодня-завтра, довольно-таки, когда-нибудь, по одному, втрое, чин чином, постольку-поскольку, де-юре, де-факто, где-нигде. Тест № 1. Какие слова пишутся через дефис? I. 1 – (по)девичьи 2 – (крепко)накрепко 3 – (за)просто 4 – (по)просту 5 – (туда)обратно II. 1 – (довольно)таки 2 – (во)вторых 3 – (еле)еле 4 – (по)дольше 5 – (на)гора III. 1 – (по)всякому 2 – (по)видимому пути 3 – (волей)неволей 4 – (дурак)дураком 5 – (в)ничью IV. 1 – (вот)вот 2 – (где)нибудь 3–(по)видимому, успокоиться 4 – (по)английски 5 – (по)просту V. 1 – (по)скорее 2 – (по)латыни говорить 3 – (по)моему мнению 4 – (чуть)чуть 5 – (подобру)поздорову
VI. 1 – (по)заячьи 2 – (всего)навсего 3 – (чин)чином 4 – (в)тихомолку 5 – (в)последних VII. 1 – (за)одно 2 – (по)быстрее 3 – (по)моему 4 – (видимо)невидимо 5 – (темным)темно VIII. 1 – (по)доброму 2 – где(то) 3 – (по)тихоньку 4 – (в)десятых 5 – (по)видимому IX. 1 – не (сегодня)завтра 2 – (ис)стари 3 – (в)торопях 4 – (по)прежнему 5 – (по)одному X. 1 – (кое)как 2 – (по)долгу 3 – (по)барски 4 – (нежданно)негаданно 5 – (по)своему
Ответы. I – 1,2,5; II – 1,2,3,5; III – 1,3; IV – 1,2,3,4; V – 2,4,5; VI – 1,2,5; VII – 3,4,5; VIII – 1,2,4,5; IX – 1,4; X – 1,3,4,5. |
Поиск
Друзья сайта
|