Воскресенье, 19.05.2024, 07:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Русский язык и литература

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Научно-методические публикации

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентностный подход, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования.

Проблема поиска путей обеспечения и качества на всех уровнях образовательной системы становится особенно актуальной. Для решения этой задачи необходима четкая картина состояния образовательного процесса, что возможно лишь при использовании эффективной системы мониторинга, качества обучения школьников и уровня профессиональной компетентности учителей.

В ГУ-ВШЭ-Пермь проводятся курсы повышения квалификации учителей с использованием постоянного тестового мониторинга  семинары учителей базовых школ и школ Университетского округа, в который входит и наша школа в течение вот уже нескольких лет; а также профессиональные конкурсы в виде олимпиад, участниками которых являются и учителя  школы №8.

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и успешно выходить из них.

Компетентностый подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Для этого необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную, информационную и личностную  активность учащихся.

Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся. Роль учителя при этом меняется, он становится помощником.

По определению ученых, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта»/ Болотов В.А. Компетентностная модель : от идеи  к образовательной программе/ В.А Болотов, В.В Сериков//  Педагогика, 2003 №10.

Сегодня для учащегося важно научиться добывать информацию. Попыткой расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении можно считать компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Понятие компетентность шире понятий знания, умения, навыки, так как включает еще и направленность личности (мотивацию), ее способности (гибкость мышления), характер (целеустремленность, волевые качества).

Практически на каждом уроке необходимо предлагать мини-тесты с обязательной  проверкой на этом же уроке. Так на уроке литературы по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка»  разработала  и использую с целью проверки знания текста повести,   литературоведческих терминов следующий тест (в то же время учащиеся уже будут иметь представление об ЕГЭ по литературе в 11 классе).

Категория: Научно-методические публикации | Добавил: Admin (26.03.2012)
Просмотров: 1161 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск