В связи с введением нового федерального
государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит
компетентностный подход, общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции,
определяющие качество содержания образования.
Проблема поиска путей обеспечения и
качества на всех уровнях образовательной системы становится особенно
актуальной. Для решения этой задачи необходима четкая картина состояния
образовательного процесса, что возможно лишь при использовании эффективной
системы мониторинга, качества обучения школьников и уровня профессиональной
компетентности учителей.
В ГУ-ВШЭ-Пермь проводятся курсы
повышения квалификации учителей с использованием постоянного тестового мониторинга
семинары учителей базовых школ и школ
Университетского округа, в который входит и наша школа в течение вот уже
нескольких лет; а также профессиональные конкурсы в виде олимпиад, участниками которых
являются и учителя школы №8.
Будущий профессионал должен обладать
стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми
технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать
самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей
профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, быть готовым к
стрессовым ситуациям и успешно выходить из них.
Компетентностый подход можно отнести к
одному из способов достижения нового качества образования. Для этого необходимо
применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную,
коммуникативную, информационную и личностную
активность учащихся.
Акцент делается на обучение через
практику, продуктивную работу учащихся в группах, использование межпредметных
связей, развитие самостоятельности учащихся. Роль учителя при этом меняется, он
становится помощником.
По определению ученых, «компетентность,
выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием
саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта»/ Болотов
В.А. Компетентностная модель : от идеи к
образовательной программе/ В.А Болотов, В.В Сериков// Педагогика, 2003 №10.
Сегодня для учащегося важно научиться
добывать информацию. Попыткой расширить содержание образования не в
количественном, а в качественном отношении можно считать компетентностный
подход, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а
умение решать проблемы.
Понятие компетентность шире понятий
знания, умения, навыки, так как включает еще и направленность личности
(мотивацию), ее способности (гибкость мышления), характер (целеустремленность,
волевые качества).
Практически на каждом уроке необходимо
предлагать мини-тесты с обязательной
проверкой на этом же уроке. Так на уроке литературы по повести А.С
Пушкина «Капитанская дочка» разработала
и использую с целью проверки знания текста повести, литературоведческих терминов следующий тест (в
то же время учащиеся уже будут иметь представление об ЕГЭ по литературе в 11
классе).
|